ru | En
Философско-
литературный журнал
E-ISSN 2499-9628
ISSN 0869-5377
Автор: Куренной Виталий

Куренной Виталий

Виталий Куренной

Публикации

Почему мы возвращаемся к институтам? / Логос. 2020. № 6 (139). С. 1-22
Аннотация:  В статье рассматриваются современные философско-теоретические тенденции, которые ведут к дисперсии и фрагментации как теорий и исследовательских методологий, так и самой исследовательской предметности. В рамках этого процесса идет демонтаж базовых онтологических различий, длительное время определявших не только эпистемологические, но и культурные особенности европейского общества и науки. Эти теоретические тренды имеют свои социальные и культурные основания, связанные со стремительным усложнением современной цивилизации. В ней утрачивается определенная Максом Вебером в качестве ключевой особенности общества модерна возможность в принципе понять устройство и функционирование окружающего мира. Следствием этого, считает автор, становится «новая наивность», в которой непреодолимая сложность достижения рационального понимания ведет к постулированию онтологической самостоятельности акторов, объектов и т. д., а также к восстановлению различных форм метафизики. Одновременно с утратой рационального горизонта субъективности в современном обществе нарастаетзначение эмоционального отношения к миру, который все больше предстает как универсум сингулярностей. По отношению к этим тенденциям историческая перспектива институционального подхода имеет ряд эпистемологических преимуществ. К их числу относится то, что он сохраняет преемственность по отношению к проекту модерновой историографиикак таковой, ориентируется на явления, обладающие сравнительной длительностью и устойчивостью, позволяет продуктивным образом обсуждать проблематику социологии знания, здесь (например, в рамках организационного институционализма) разработан широкий спектр инструментов для анализа взаимодействия институтов различного масштаба и т. д. Исторический анализ институтов выпоняет также важную практическую функцию: избавляет нас от наивного взгляда на мир (включая мир природы) как на некую естественную и непосредственную данность, а также позволяет нам осознать контингентность нашего исторического существования. В этом он разделяет самопонимание проекта модерновой историографии как эмансипаторной практики самопознания.
Ключевые слова:  институциональная теория; организационный институционализм; эмансипаторная функция историографии; новые онтологии; новый сентиментализм; общество сингулярностей; природа и культура.
Институциональная теория модерна: Иоганн Густав Дройзен / Логос. 2020. № 6 (139). С. 41-96
Аннотация:  В статье проведен анализ теории историографии («историки») Иоганна Густава Дройзена в нескольких ключевых аспектах. В первой части рассмотрены вопросы значения и рецепции наследия Дройзена в современной историографии, прежде всего в американском и российском контекстах. Определяются основные особенности теории историографии Дройзена, среди которых выделяются следующие: обоснование автономии истории как науки, радикальный конструктивизм, ограниченный релятивизм, презентизм, предметное и экзистенциально-антропологическое расширение герменевтики. Основная часть статьи посвящена институциональной теории Дройзена. Обосновывается тезис, что «историка» - это не только теория и методология историографии, но также оригинальная институциональная теория, представляющая собой связующее звено между прежде всего философией Гегеля и современными социальными и политическими концепциями. Рассмотрено отношение Дройзена к философии Гегеля, из которой заимствуется основная категория его институционального анализа - «нравственный мир» (die sittliche Welt). Отдельное внимание уделено теории государства Дройзена,в которой государство рассматривается как единственный источник легитимного насилия и механизм нейтрализации конфликтов в гражданском обществе, а также вводится различие понятий «власть» и «насилие». Институциональная теория Дройзена рассмотрена в трех основных направлениях. Во-первых, проанализировано его формально-теоретическое понимание институтав сравнении с базовыми современными философско-теоретическими определениями этого понятия. Во-вторых, раскрыты основные содержательные особенности теории, включающие в себя три типа институтов (природные, идеальные, практические), различие которых позднее сыграло заметную роль в современной социальной теории и социологии. В-третьих, эксплицирована концепция динамики институтов модерна Дройзена, представляющая собой напряженный баланс между стремлением институтов к обретению устойчивости и нарушением этой устойчивости под влиянием инстанций нормативной рефлексии и критики.
Ключевые слова:  Иоганн Густав Дройзен; теория иcториографии; методология историографии; теория государства; институциональная теория; теория общества модерна; институциональная динамика общества модерна.
Новая ясность в деле Хайдеггера: круглый стол / Логос. 2018. № 3 (124). С. 205-231
Аннотация:  В круглом столе, организованном в «Музеоне» и посвященном выходу на русском языке первого тома «Черных тетрадей» Мартина Хайдеггера, приняли участие Алексей Глухов, Дмитрий Кралечкин, Виталий Куренной, Михаил Маяцкий и Игорь Чубаров под модераторством Валерия Анашвили. Были затронуты не только центральные темы этого тома, но и те аспекты хайдеггеровской мысли, которые теперь, после публикации «Черных тетрадей» (и начала работы над их переводами в разных странах), не могут не подвергнуться переосмыслению. Среди них вопросы как биографические (о так называемой ошибке Хайдеггера, его «повороте»), так и выходящие за рамки случая Хайдеггера: «общие места» (такие как «антисемитизм») и возможная позиция философа по отношению к ним, приятие/неприятие «модерна», его критика справа и слева, соотношение философии и политики/власти, антисемитизм и др.
Ключевые слова:  Мартин Хайдеггер; рецепция Хайдеггера; антимодернизм; философия и власть; антисемитизм
Полемика профессионалов: конкуренция и опровержение исследовательских программ в современной философии / Логос. 2014. № 4 (100). С. 105-146
Аннотация:  В центре работы находится проблема дискуссии в современной философии и ее результативности. Обосновываются два основных тезиса: 1) полемика в философии ведет к исчезновению плохо обоснованных или не реализовавших стратегию защиты позиций и целых исследовательских программ; 2) наличие несовместимых по базовым допущениям философских программ оказывает стимулирующее воздействие на интенсивность их разработки, то есть является фактором продуктивной профессиональной конкуренции. Анализируются две ключевые полемики конца XIX — первой трети XX века: критика Г. Эббингаузом философской программы «дескриптивной психологии» В. Дильтея и односторонняя полемика М. Шлика с проектом феноменологической философии и работами Э. Гуссерля.
Ключевые слова:  дискуссия в философии, дескриптивная психология, феноменология, логический позитивизм, Дильтей, Эббингауз, Гуссерль, Шлик
Монах культуры. Памяти Романа Громова / Логос. 2014. № 2 (98). С. 261-263
Аннотация:  _
Ключевые слова:  Роман Громов
Унылая субстанция и доставляющие лулзы. «Теория Большого взрыва» и культура исследовательского университета / Логос. 2013. № 3 (93).
Аннотация:  В статье проанализированы три вопроса. Во-первых, каким образом в сериале «Теория Большого взрыва» моделируется культура исследовательского университета, основанная на моральном кодексе Калифорнийского технологического института. Во-вторых, рассмотрено значение культуры шуток и насмешек, являющаяся составной частью традиций американского исследовательского университета — в сравнении с культурными традициями российских университетов. В-третьих, показано, что один из главных приемов построения комических ситуаций в сериале построен на обыгрывании проблемы несоизмеримости концептуальных каркасов — повседневного языка и языка науки.
Ключевые слова:  сериалы, «Теория Большого взрыва», моральный кодекс университета, университетская культура шуток, несоизмеримость языковых каркасов
Психологизм и его критика Эдмундом Гуссерлем/ Логос. 2010. № 5 (78).
Аннотация:  -
Ключевые слова:  -
Исследовательская и политическая программа культурных исследований/ Логос. 2012. № 1 (85). С. 14-79
Аннотация:  В статье дается комплексный исторический и систематический анализ программы культурных исследований (прежде всего британских). В первой части статьи дается общая характеристика программы; во второй — анализируется политический генезис и политический элемент программы; в третьей — рассматривается дисциплинарная и методологическая специфика программы, в четвертой — характеризуются и анализируются основные этапы исторического развития программы; в пятой — описываются тематические направления исследований и в качестве примера подробно рассматривается развитие одного из таких направлений (исследования молодежных субкультур); в шестой — обсуждается вопрос о динамике взаимоотношения политической и исследовательской составляющей проекта культурных исследований; в седьмой части анализируются причины сравнительно неудачной рецепции культурных исследований в постсоветском академическом пространстве и рассматриваются возможные направления актуализации программы культурных исследований в современном российском академическом контексте.
Ключевые слова:  культурные исследования, британские новые левые, Бирмингемский Центр современных культурных исследований, Ричард Хоггарт, Реймонд Уильямс, Эдвард П. Томпсон, Стюарт Холл, история и перспективы культурных исследований, культурные исследований в постсоветск
Новая городская романтика. Политические и культурсоциальные аспекты новейшего российского протеста/ Логос. 2012. № 2 (86). С. 30-45
Аннотация:  В статье рассматриваются основные политические, социальные и культурные аспекты российских протестных движений конца 2011 — начала 2012 гг. Критически выявляются устоявшиеся понятия, используемые в рамках самих этих движений, а также их социальные самохарактеристики, анализируется влияние новой медийной среды на форму и политические ограничения этого явления. В статье обосновывается тезис о том, что новизна протестного явления заключается в появлении «новой городской романтики».
Ключевые слова:  новые городские протесты в России, легитимность, легальность, спектакль, театральность, визуальная культура, новые медиа, креативный класс, новый романтизм
Все авторы

© 1991—2021 Логос. Философско-литературный журнал.
Все права защищены.
Дизайн Юлия Михина, jmikhina@gmail.com,
программирование Антон Чубченко