СВЕЖИЙ НОМЕР

Pro и contra социологии спасения

Ключевые слова: теология; социальная теория; секулярность; эсхатология; отчуждение; автономия; Якоб Таубес; Жан-Пьер Дюпюи.
Статья посвящена прояснению разных теоретических контекстов и проблемного напряжения, которое возникает между социальной теорией и теологией. Авторы ставят перед собой задачу уклониться от участия в обширной теоретической дискуссии по поводу уместности или неуместности использования понятий секулярность и постсекулярность, судьбе религии и религиозных институтов в (незавершенном) проекте модерна. Такой же проблематичной представляется позиция Джона Милбанка, который исследует социологические и политические возможности христианской теологии. Вместо этого авторы пытаются показать эсхатологические, и в этом смысле теологические, установки самой социальной теории. Авторы усматривают этот нередуцируемый теологический остаток в фигуре отчуждения, или самоовнешнения, которую нужно либо преодолевать, либо поддерживать для полноты контроля над собой.
Эта фигура овнешнения схватывается в понятии автономии. Последняя представляет собой непрерывный эсхатологический горизонт социальной теории и ее способ отвечать на вопрос «на что я могу надеяться?». Наиболее близкими философами и социальными теоретиками, разделяющими этот взгляд на связь теологии и социальной теории, оказываются Якоб Таубес и Жан-Пьер Дюпюи. Хотя авторы этого номера, возможно, не разделяют этот взгляд на социальную теорию как эсхатологическую науку, но все же если говорить об общем ведущем мотиве, объединяющем авторов и составителей, — то это теоретическая исчерпанность понятия секуляризации и поиск новых возможностей тематизации связи социальной теории и теологии средствами онтологии, этики, социологии и экономической теории. При этом проект такой социологии спасения выходит за границы политической теологии, потому что характерная для нее проблематика власти обладает своей собственной гравитационной силой.