«Бойцовский клуб», капиталистическая готика и значение интерпретации
Ключевые слова:
практическая философия; социальная философия; «Бойцовский клуб»; капитализм; интерпретация; марксизм; культовое кино; феминизм.
Статья посвящена анализу многочисленных интерпретаций культового фильма «Бойцовский клуб». Автор разделяет прочтения картины учеными на три типа — оценочную интерпретацию, теоретически или методологически обоснованную интерпретацию и аргументированную интерпретацию. Далее он группирует эти интерпретации по тематическим блокам — прочтение «Бойцовского клуба» культурологом Анри Жиру; критика фильма как сексистского и патриархального, феминистские трактовки, которые делают акцент не на критике, а на образе Марлы Сингер; прочтение картины как «фашистского», «анархистского»; анализ кино как постмодернистского произведения и т. д. Отдельно автор выделяет некоторые аргументированные интерпретации, которые характеризует как адекватные, так как их авторы стремятся избегать резких оценочных высказываний и более сосредоточены на последовательном анализе. Кроме прочего, автор предлагает собственную трактовку, оговариваясь, что не считает ее окончательной или упраздняющей другие. Это замечание позволяет ему показать проблемную природу основной процедуры англоязычных гуманитарных наук. В своих размышлениях автор приходит к выводу, что вселенная фильма «Бойцовский клуб» может быть охарактеризована как мир победившего «готического капитализма» (Анна Корнблю). Завершается статья рассуждением о значении интерпретации в современных гуманитарных науках.